Что же необходимо сделать и тому, кто уже не первый раз сталкивается с детьми из сиротской системы, и тому, кто впервые соприкоснулся с проблемой выпускника казенной системы?! Скажу сразу - универсальных приспособлений нет, все зависит от уровня подготовки помогающей стороны и того, каков сам выпускник, какие жизненные запущенности в выстраивании жизненных проблем у него явно и неявно видны.
Главное, это наладить минимальный контакт с ребенком, и поддерживать его не за счет того, что это надо Вам, а за счет Ваших взаимных интересов. Также важно подготовится к некому длительному процессу, результат будет виден не сразу, и очевиден Вам и ребенку. Но когда появятся первые успехи, вместе оценивать их как путь, в правильном направлении.
Итак, рядом с Вами оказался выпускник детского дома. Оказался случайно или еще как, но Вы начинаете помогать ему и видите, что что-то не срабатывается, не получается или даже есть вред от Вашей помощи. Часто это происходит от избыточного желания помочь, не основанного на опыте и знаниях, это действительно вредит и Вам и выпускнику.
Итак, что необходимо «исполнить», чтобы Ваша помощь была максимально эффективной. Постараться понять, какие ресурсы у Вас есть для ведения планомерной работы по созданию условий устойчивости выпускника за счет Вашего грамотного системного участия. И поймите, кто Вы для сироты, как он Вас воспринимает? При этом помните, что и Ваша устойчивость должна быть максимально стабильна, чтобы это не вредило ухудшением ситуации в семье, работе. Сколько личного времени Вы можете потратить на выполнение «спецзадания», как часто Вы сможете взаимодействовать?
Посмотрите необходимые материалы в Интернете о проблемах выпускников сиротских учреждений и способах их решений, чьего-то опыта. В принципе, проблемы выпускников детского дома схожи в любом регионе России, сопоставьте с Вашей ситуацией и возможностями. Начните с того, что не требуйте от выпускника детского дома всего и сразу. Не навязываете ему мысль о том, что Вы будете его поводырем, постарайтесь объяснить ему, что Вы «костыль на время», до того момента, пока «проблемный пожар» совместными усилиями не будет потушен.
Найдите такую форму общения, чтобы это не стало повторения ситуации детского дома «воспитатель-воспитанник», результат от такой формы участия будет нулевым.
Ставьте перед ним различные формы целеполагания, от простого к сложному. Чтобы он начинал учиться планировать свой день, свои успехи. Постепенно научите его ставить цели на сейчас, сегодня, завтра, чтобы он ощущал себя участником своего же личностного и жизненного роста.
Постарайтесь совместно изучить его жизненную историю, жизни до детского дома, в детском доме и того периода, когда там он уже не живет. Связь с детским домам, контактными лицами, которым он доверяет или идет на общение, определить ближний и дальний круг его приоритетов в отношениях между людьми. Надо комплексно изучить паренька, так как и он сам не знает, что ему с собой и всем тем, что он огреб в интернате, что теперь со всем этим всем делать. Он в пустыне самого себя, необходимо оросить ее надеждой, уважением, минимальным участием.
Поговорите с ним в сравнительной форме жизнь в рамках детского дома и после, чтобы он отрефлексировал то, что им уже многое достигнуто. Чаще говорите ему приводя примеры из своей жизни, как Вы (или кто-то) учились, как это Вам помогло в жизни. Как бы между делом говорите о пользе занятия спортом, вреде курения и винопития, не в режиме лектория, к которому детдомовский ребенок привык, а как это бывает в семье и жизни. Если у Вас доверительное общение, то ребенок Вас услышит. Если есть пример успешности выпускника детского дома, донесите этот положительный опыт до Вашего подопечного. Ему будет на кого равняться и куда стремится.
Всегда остро стоит проблема проживания выпускника детского дома в общежитии, часто они просто уходят жить к кому-то, в «детский дом». Это неумение преодолевать возникающие трудности необходимо менять за счет совместного труда, создание искусственных трудностей, чтобы выпускник искал пути решения проблемы. Не давать ему готовых ответов, а спросить, а как ты думаешь, а какой путь решений того, или иного вопроса.
В форме теста-общения постараться изучить восприятие свободы после детского дома, от которой зависит жизненное самоопределение. Для этого желательно все же подготовить точные вопросы, чтобы в этой форме совместной работы выйти на алгоритмы необходимости учиться и двигаться дальше. Первое время контакт должен быть по обстоятельствам, но затем ослабевать и переходить в дружеское общение с взимоинформированием о том, что удалось создать и сделать, что еще сделать для своего будущего.
Предлагаю материалы для прочтения и изучения:
Рубен Давид Гонсалес Гальего: "Белое на черном" (часть 1)
Рубен Давид Гонсалес Гальего: "Белое на черном" (часть 2)
Рубен Давид Гонсалес Гальего: «Ампутация души».
Детдомовец, который не сел и не спился
И самое главное со временем вовремя отойти от того, кого Вы опекаете, не кремируйте его своей заботой, чтобы он продолжил свой путь самостоятельно, созидая своими руками.
Александр Гезаловвыпускник детского дома
Руководитель Студии Социального Проектирования 2 ГА (Москва)
Комментариев нет:
Отправить комментарий