четверг, 17 сентября 2009 г.

Такое полосатое житейское море..

Саша Гезалов всегда говорит: не должно быть детдомовских детей, все дети должны быть семейными. Он говорит это уже много-много лет, но интернаты и приюты продолжают существовать, и дети продолжают жить без родителей. Но если ситуация не меняется, то надо хотя бы как-то нейтрализовать последствия жизни в казенном доме, уверен Александр. И придумал проект, направленный на поддержку выпускников детских домов - «Желтая подводная лодка». В него входят создание Клуба успешных выпускников, встречи и смс-общение с воспитанниками госучреждений, а также «погружение», как еще называют участники детский лагерь, проходящий в рамках проекта. Первое успешное «погружение» состоялось в августе.

«Прошу кубрики домиками не называть!»

Восемь ребят из Софьинского детского дома, еще несколько ребят из многодетных семей, девочка на инвалидной коляске и несколько человек руководителей и инструкторов встретились в один из августовских дней, чтобы вместе совершить 12-дневное «плавание» и из группы разрозненных людей превратиться в команду. Сначала - для знакомства с темой - отправились на подводную лодку, сейчас уже снявшуюся с боевого дежурства и выполняющую функции музея в московском районе Северное Тушино. А потом - в Рязанскую область, в порт «Державный». На вопрос «а жили вы в домиках?» Саша даже немного обижается: «прошу кубрики домиками не называть!», хотя с бытовой точки зрения ребята были устроены со всеми удобствами - на базе отдыха. Но дело в том, что военно-морская тема была выбрана неспроста, и поэтому надо ее придерживаться.

Александр Гезалов сам служил на атомной подводной лодке: «Меня потрясло, - вспоминает он, - что детский дом очень похож на подводную лодку. Замкнутое пространство, и даже желтый цвет, который, как считается, не так угнетает человеческую психику, преобладает и там, и там. Капитан - это директор, офицеры - это воспитатели, а дети - это рядовые матросы. Только в детском доме не обучают, не готовят к жизни. А если бы ребята получали какие-то навыки, то они бы умели маневрировать среди тех проблем и жизненных штормов, которые встречаются на пути».

В лагере ребята знакомились с особенностями службы моряков и вырабатывали качества, которые необходимы, когда ты в команде - ответственность, выносливость, активность, опрятность. «Мы рассказывали ребятам как о великой истории Российского Флота, так и просто какие-то байки из собственного опыта, - говорит Саша. - И для них эти бытовые истории оказались очень актуальны. Вот такой, может быть, странный пример, но некоторые детдомовские дети вообще не стирают носки. Я объясняю: вы представьте, что живете в кубрике, как к вам отнесутся ваши соседи? И дети идут стирать».

Ребята познавали, что такое матросская жизнь по рассказам старших, во время тренировочных занятий на лодках и на ежедневных дежурствах. «Гальюн», «гюйс», «нести вахту» и «пробить в рынду на построение» - для участников лагеря это уже не просто слова. У всех была морская форма, и каждый был обязан носить с собой расческу и носовой платок: «Расческу, - объясняет Александр, - чтобы, приложив ее к листу, вспоминать о море и ручкой рисовать волны; платок - чтобы совершать галантные поступки, а пилотка надета на голову человека, который прежде, чем что-то совершить, думает».

Подводная лодка не сдается

Думать, а только потом делать - этому ребят учили и в рамках мини-семинаров и тренингов. «У нас, например, была такая обучающая программа, - рассказывает Александр, - "Как потратить 100 тысяч рублей при выходе из детского дома". Мы выяснили, что они совершенно не понимают, что это значит. Один мальчик сказал: "я сразу куплю себе машину за 70 тысяч, а на остальное - оденусь". Что ему надо питаться, что нужно платить за жилье, он даже представления не имеет. И в ходе семинара все это обсуждалось и объяснялось. Еще говорили о будущих профессиях, и тоже - полный швах. О семейных трудностях. Много о чем».

Семинары и обучающие занятия проводили волонтеры, которые откликнулись на приглашение авторов и создателей проекта, капитанов плавания Алексея Газаряна и Саши Гезалова. После каждого мероприятия капитаны давали краткое резюме через призму подводной службы. «Вот волонтер-психолог проводит семинар "Как работать с информацией", то есть с тем огромным информационным потоком, который идет на человека и содержит множество лишнего. А в конце я уже говорю: сегодня вы поработали с информацией, то есть с теми шумами, с которыми встречается подводная лодка на глубине. Что она делает? Либо атакует, либо уходит. Но она не сдается!»

В рамках программы лагеря были также и мероприятия, на которых объяснялось, что такое православный храм, кто там служит и зачем. Но главное, считают организаторы, это не уроки православия, а незаметное для самого ребенка подведение его к вере. «Дети смотрят на нас, - поясняет Саша Гезалов, - мы живем жизнь, мы молимся, и ребята, даже те, которые ничего не хотели слышать о Боге, думают: "чего это они? а почему я не могу? почему меня лишают такого права?" И в конце нашей поездки даже те дети, которые в начале вообще ничего не хотели слышать о молитве, уже читали наизусть "Отче наш"». Двенадцать дней - это мало по сравнению с годами, проведенными в детском доме. После насыщенной программы ребята опять возвращаются в привычные желтые стены, где кому-то из них придется провести еще несколько лет, а кому-то уже всего лишь несколько месяцев. Организаторы говорят ребятам: «Сейчас мы обсудили какую-то ситуацию, представьте, что вы в нее попали. Может быть, скоро, может быть, через десять лет. Что делать? У вас уже есть ответ. Надо только его вспомнить».

Хочу, могу, буду

Одна из проблем в работе с воспитанниками госучреждений - это их нежелание что-либо делать. «При этом они делали, но обязательно заявляли: не хочу, не умею, не буду, - улыбается Александр. - И чтобы развенчать этот их девиз мы провели специальный тренинг: каждый из них написал все свои «хочу» - машину, полететь на Луну, много золота, а потом пытался ответить на вопрос - а могу ли я этого достичь и должен ли? Над этой их «не»-позицией мы работали все время, а в последний день лагеря каждый написал в личной книжке матроса свой новый девиз: "хочу, могу, буду", "никогда не сдаваться", "жить по правилам"».

Для многих детей, привыкших в свободное время валяться на койке и развлекаться играми на телефоне, открылись новые способы проведения досуга. Они узнали о совершенно иных ощущениях от какой-то деятельности, о чувстве удовлетворения плодами своего труда. «Один мальчик, - делится Саша, - довольно сложный такой воспитанник, взял и сшил для моего сына кожаные тапочки. Там все ребята нашего Федю таскали на руках, и это тоже немаловажно - большинство из них никогда не видели малышей. А этот мальчик пришел вечером и такие шикарные тапки принес. А ведь раньше он никогда этого не делал».

Стимул что-то делать и к чему-то стремиться появляется благодаря тому, что дети видят, что и они, если захотят, смогут чего-то добиться. Ведь добился же Саша Гезалов, теперь смеющийся: «я когда-то был таким же, как вы, простым матросом, козявкой, а теперь, видите, я "адмирал"».

«Я ведь сам знаю, каково это, когда про тебя презрительно говорят: "а, детдомовский", - рассказывает Саша. - Поэтому для меня это был такой особый момент, когда я услышал, как один ребенок говорит другому: "ты - никто". А тот отвечает: "Нет, я не никто. Я матрос". То есть он уже по-другому себя идентифицирует».

Сами воспитанники детских домов, не идущие по скользкому пути тюрем и пьянства, а добивающиеся своих целей, смогут изменить отношение к себе в обществе, но для этого им нужна помощь. Государственная воспитательная система не имеет достаточных возможностей, а значит, необходима помощь общества. Инициаторы проекта Алексей Газарян и Александр Гезалов будут выводить проект по поддержке выпускников детских домов на общероссийский уровень, так, чтобы с раннего возраста любой воспитанник имел возможность получать навыки, которые пригодятся ему после 18 лет. Те восемь ребят, которые побывали в первом «плавании желтой подводной лодки», как надеются организаторы, сами через несколько лет станут примерами успешных, состоявшихся детдомовцев и приедут как инструктора для следующих поколений. И так постепенно будет создаваться огромный Флот желтых подводных лодок, в котором все - от адмирала до матроса знают, сколько полосок на тельняшке. Всего две - черная и белая, как в жизни. И за черной обязательно будет белая, если не опускать руки, если хотеть и делать.




Записала Александра Оболонкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий