В этой небольшой заметке постараюсь, уважаемый читатель Сиротинки.Ру, обозначить некоторые болевые точки (точнее три), которыми обладает сегодня современное российское добровольчество. Как удалось распознать их? Просто. Надавил посильнее...
Первая болевая точка.
Мы не помогаем, мы удовлетворяем свою потребность помогать.
Я принципиально употребляю слово "мы", чтобы у читателя не сложилось мнения, будто бы у меня не болит, когда нажимают на ту или иную указанную в статье точку. Болит. Может меньше, может больше, чем у другого. Но, всё же болит. Поэтому позвольте быть не только исследователем, но и исследуемым.
Итак, помогаем ли мы на самом деле? Рассмотрим, к примеру, вопрос помощи детям-сиротам. Думаю, уже набил оскомину тезис о том, что «хватит красить клетку детского дома, пора делать что-то другое!». Набил, но, к сожалению, не добил. И на наших глазах продолжают возникать и развиваться все новые и новые добровольческие проекты... и всё о старом: о празднике, о туре в Европу, о полете в космос, о встрече с супер-пупер звездой в качестве профориентации. Почему? Потому что мы действительно хотим помогать и пытаемся реализовать эту глубокую внутреннюю потребность. Потребность нести добро и радость людям. Однако судим о помощи - тоже мы сами. Сами помогли - сами решили, что это и есть помощь. То есть мы уверяем себя, что что-то благо, делаем это что-то и считаем, что сделали благо. А то, что за этим благом - порой большой вред, думать то ли не успеваем, то ли не хотим. Таким образом, возникает серьезный вопрос о том, должны ли добровольцы действительно помогать, решая ту или иную проблему окружающих, или «Хорошо, что не тратят это время на пиво с креветками, а тратят на дело». Полезное или вредное - получается не важно?..
Вторая болевая точка.
Нас должно быть больше. Нет, ещё больше.
Редко сегодня в среде общественных объединений услышишь лозунг «Не количеством, а качеством», «Нас мало, но мы - в тельняшках». Наоборот. Многие стремятся за некоторым постоянно увеличивающимся числом. Разрешите придуманный, но происходящий из реалии, разговор:
- Больше, больше добровольцев!
- Надо создать курсы!
- Нет, не курсы!
- Школу!
- Нет, не школу, университет!
- Да! Университет добровольчества!
- А потом и галактическую академию!
- Мы будем учить и учить делать добро!
- Посмотрите, все же исследования показывают, что 8 из 10 студентов хотят тратить время на добровольчество! Это же такой ресурс!
- Так чего же мы ждем, господа?! Вперед, кто станет ректором?
Кто-то не безосновательно заметит, что создание образовательных институтов - это как раз показатель установки на качество деятельности. И это действительно так. Правда, не подменяем ли мы на самом деле цели? Частенько создание подобных курсов, в первую очередь, нацелено именно на привлечение новых кадров. Почему? Все просто. Сегодня образование (любое) является ведущей ценностью, обеспечивающей конкурентоспособность человека на рынке. Новые знания, новый опыт, новые знакомства. И люди идут. Обучаться. Но не делать добро. Согласен, не всегда так. А что количество разве плохо? - справедливо заметит кто-нибудь. Не плохо и не хорошо, главное, чем это количество занимается. А потом, не знаем ли мы из практики, что никакие институты и университеты не гарантируют того самого качества...
Третья болевая точка.
Грант, нет гранта, рад гранту, доволен грантом, вижу грант, думаю о гранте.
Не успела небольшая группа добровольцев объединиться, как уже витает среди них мысль о том, чтобы стать участниками очередной грантодательной карусели. Создают небольшой проект согласно плану. Отсылают. Заручаются поддержкой организации-партнера. А то и заявлением и обещанием лично президента. И вдруг, повезло. Получили средства. Приятно. Реализовали идею (обычно кое-как). «Что ж, в этом году снова?» Конечно. И вперед. Уже и забыли зачем когда-то собирались, о чем говорили и договаривались. Так и живут: от гранта к гранту. Привычку к самостоятельности потеряли, да и выработать не успели. «Нынче без грантов никак» - успокаивают себя, второпях дописывая очередной проект. Который, как известно, пишется под взгляд конкретных экспертов, отделяющих «благо» от «неблага». Вот и подсели на грантовую иглу... Селигерщина, товарищи, селигерщина... Гранты закончились, группа разбежалась. А проблема у общества осталась.
Тут начинаю мечтать о независимых НКО, об их способности к самостоятельному производству и заработку средств, об их самодостаточности... Ой, что-то закололо. Неужели новая болевая точка? Обследую - опишу. В следующий раз.
Без обид.
Активный сторонник грантов и курсов добровольчестваАлексей Газарян
Комментариев нет:
Отправить комментарий